Юный краевед.
- обогатить знания дошкольников о родном городе (история, символика, достопримечательности), познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины;
-познакомить с историей заселения родного края;
-познакомить с этническим составом, бытом, традициями, обычаями, народными праздниками;
- познакомить с природой родного края;
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.
-воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание беречь и охранять ее;
- воспитать бережное отношение к природе;
-воспитывать уважение к людям труда, к знаменитым землякам.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению родного города, края;
- развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало;
- формировать интерес к устному народному творчеству;
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь, природу, а также сознание необходимости ее защиты;
- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Программа занятий
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16» г.о. Саранск
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»
На заседании педагогического Заведующая МДОУ
Совета №6 «Детский сад №16»
Протокол №6 от 31.08 .23г. . Н.В. Кочемасова
Дополнительная общеобразовательная программа
(дополнительная общеразвивающая программа)
«Юный краевед»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Терентьева И.В.
Саранск 2023-2024 г
Содержание
1. |
Паспорт программы |
3 |
2. |
Пояснительная записка |
4 |
3. |
Учебно-тематический план |
8 |
4. |
Содержание изучаемого курса |
13 |
5. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
31 |
6. |
Список литературы |
33 |
7. |
Приложения |
34 |
Паспорт программы
Наименование программы |
Дополнительная образовательная программа «Юный краевед» |
Руководитель программы |
Воспитатель Терентьева Ирина Викторовна |
Организация-исполнитель |
МДОУ «Детский сад №16» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя |
Г. Саранск, ул. Качалова 1 |
Цель программы |
Содействовать развитию интереса к жизни народа, проживавшего на территории Республики Мордовия в разное историческое время, к его истории и культуре, природе, воспитанию патриотических чувств и любви к малой Родине |
Направленность программы |
Познавательная |
Срок реализации программы |
2 года |
Вид программы Уровень реализации программы |
Адаптированное дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы |
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
У ребенка появится интерес и эмоционально-положительное отношение к малой Родине, он сможет достаточно хорошо ориентироваться в ближайших к детскому саду и дому зданиях, узнают название улиц, памятников, музеев. Ребенок проявит интерес, любознательность по отношению к истории края, особенностям жизни коренного населения. |
Пояснительная записка
1.Направленность программы.
Программа «Юный краевед» по содержанию является познавательной, обращенной на воспитание патриотизма и изучения истории родного края. По функциональному предназначению – специальной, по форме организации – кружковой, по времени реализации двухгодичной. Программа разработана на основе методического пособия Ильина А.М. «Клинский край».
Рабочая программа рассчитана на детей 5-7 лет. Нормативно-правовой основой для разработки программы является:
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ).
Национальной доктриной образования Российской Федерации, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
СанПиН 2.4.1.2660-10.
Устав МДОУ №16.
На основании потребностей родителей и интересов детей.
2. Новизна программы.
Программа «Юный краевед» не только расширяет знания детей о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой Родины, но и помогает овладеть начальными навыками исследовательской деятельности, развивает интеллект ребенка, формирует образно-наглядное мышление, дает возможность развивать в ребенке творческие способности, элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.
3. Актуальность программы.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Д. С. Лихачев.
Актуальность программы опирается на происходящие изменения в обществе и выдвигает ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из важнейших на современном этапе развития общества. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
4.Отличительные особенности программы.
Интеграция природоведческих и социальных знаний формирует целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимодействии с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи.
5. Педагогическая целесообразность программы.
В основу Программы положены следующие принципы, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве:
1) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровень их психического и физического развития.
2) Принцип последовательности и систематичности. Занятия проводятся непрерывно, с регулярностью 1 раз в неделю. Иначе наблюдается снижение достигнутого уровня знаний. Систематические занятия дисциплинируют ребёнка, приучают его к регулярной работе. Работа проводится систематически в течении учебного года в рамках перспективного плана при гибком распределении программного материала.
3) Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
4) Принцип интеграции. Интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе. 5) Принцип дифференцированного подхода.
6) Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условия ДОУ и семьи. Ничто не убеждает лучше примера родителей.
6. Цель программы.
Содействовать развитию интереса к жизни народа, проживавшего на территории Республики Мордовия в разное историческое время, к его истории и культуре, природе, воспитанию патриотических чувств и любви к малой Родине
7. Задачи программы.
Образовательные:
- обогатить знания дошкольников о родном городе (история, символика, достопримечательности), познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины;
-познакомить с историей заселения родного края;
-познакомить с этническим составом, бытом, традициями, обычаями, народными праздниками;
- познакомить с природой родного края;
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.
Воспитательные задачи:
-воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание беречь и охранять ее;
- воспитать бережное отношение к природе;
-воспитывать уважение к людям труда, к знаменитым землякам.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению родного города, края;
- развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало;
- формировать интерес к устному народному творчеству;
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь, природу, а также сознание необходимости ее защиты;
- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
8. Возраст детей.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:
-состав группы(постоянный);
-особенности набора обучающихся (свободный);
-базовые знания.
9. Срок реализации программы.
Двухступенчатый образовательный процесс (с 2023-2024 уч.год, c 2024-2025уч.год ).
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
-общее кол-во часов в год: 1600 часов;
-кол-во часов и занятий в неделю – 50 минут;
- периодичность занятий – 2 раз в неделю по 25 минут;
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Кружковая работа реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми. Реализация данной программы рассчитана на 2 года обучения с детьми старшей и подготовительной к школе группы:
-первый год обучения с детьми 5 лет;
-второй год обучения с детьми 6 лет.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
У ребенка появится интерес и эмоционально-положительное отношение к малой Родине, он сможет достаточно хорошо ориентироваться в ближайших к детскому саду и дому зданиях, узнают название улиц, памятников, музеев. Ребенок проявит интерес, любознательность по отношению к истории края, особенностям жизни коренного населения.
12. Форма проведения итогов.
-творческие задания;
-диагностика;
-участие в развлечениях;
-текущий и итоговый контроль.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5-6 ЛЕТ
№ п/п Наименование модулей разделов и тем |
Количество часов |
||||
всего |
теория |
практика |
|||
Кол-во занятий |
Мин. |
||||
1 |
Введение в программу. Входная диагностика. |
1 |
25 |
10 |
15 |
2 |
Что такое «краеведение»? |
1 |
25 |
10 |
15 |
3 |
Россия – наша Родина. |
1 |
25 |
10 |
15 |
4 |
Москва – столица нашего государства |
1 |
25 |
10 |
15 |
5 |
Мой родной край |
1 |
25 |
10 |
15 |
6 |
Изучение карты края |
1 |
25 |
10 |
15 |
7 |
Осенняя природа родного края |
1 |
25 |
10 |
15 |
8 |
Уроки безопасности |
1 |
25 |
10 |
15 |
9 |
История возникновения посёлка им. Ю.А. Гагарина |
1 |
25 |
10 |
15 |
10 |
Ближайшее окружение посёлка (улицы, парки, памятные - места) |
1 |
25 |
10 |
15 |
11 |
Символика Мордовского края |
1 |
25 |
10 |
15 |
12 |
Традиции нашего посёлка |
1 |
25 |
10 |
15 |
13 |
История детского сада |
1 |
25 |
10 |
15 |
14 |
Традиции детского сада |
1 |
25 |
10 |
15 |
15 |
Территория детского сада |
1 |
25 |
10 |
15 |
16 |
Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада) |
1 |
25 |
10 |
15 |
17 |
История и традиции школы |
1 |
25 |
10 |
15 |
18 |
Кто учит и кто учится? |
1 |
25 |
10 |
15 |
19 |
Школьный урок |
1 |
25 |
10 |
15 |
20 |
Школа – наш родной дом |
1 |
25 |
10 |
15 |
21 |
Мероприятия нашего посёлка |
1 |
25 |
10 |
15 |
22 |
Традиции нашего детского сада |
1 |
25 |
10 |
15 |
23 |
Район мастеров |
1 |
25 |
10 |
15 |
24 |
Традиции в моей семье |
1 |
25 |
10 |
15 |
25 |
Дикие животные, обитающие в лесах края |
1 |
25 |
10 |
15 |
26 |
Птицы нашего края |
1 |
25 |
10 |
15 |
27 |
Исчезающие виды животных и птиц нашего края |
1 |
25 |
10 |
15 |
28 |
Уроки безопасности |
1 |
25 |
10 |
15 |
29 |
Полезные ископаемые нашего края |
1 |
25 |
10 |
15 |
30 |
Хвойные леса нашего края |
1 |
25 |
10 |
15 |
31 |
Птицы наших лесов |
1 |
25 |
10 |
15 |
32 |
Красная книга Республики Мордовии |
1 |
25 |
10 |
15 |
33 |
Герои Советского Союза, родившиеся в Мордовии |
1 |
25 |
10 |
15 |
34 |
Степан Дми́триевич Э́рьзя — художник, ваятель, мастер скульптуры. |
1 |
25 |
10 |
15 |
35 |
Бебан М. А. — мордовский поэт |
1 |
25 |
10 |
15 |
36 |
Федот Васильевич Сычков— известный мордовский художник |
1 |
25 |
10 |
15 |
37 |
Федор Федорович Ушаков |
1 |
25 |
10 |
15 |
38 |
Николай Платонович Огарев |
1 |
25 |
10 |
15 |
39 |
Макар Евсевьевич Евсевьев |
1 |
25 |
10 |
15 |
40 |
Спортсмены Мордовии |
1 |
25 |
10 |
15 |
41 |
«Моя семья» |
1 |
25 |
10 |
15 |
42 |
«Я и мое имя» |
1 |
25 |
10 |
15 |
43 |
«Самый дорогой человек» |
1 |
25 |
10 |
15 |
44 |
«Самые мудрые и добрые» |
1 |
25 |
10 |
15 |
45 |
Мой дом |
1 |
25 |
10 |
15 |
46 |
Мои соседи |
1 |
25 |
10 |
15 |
47 |
Мои друзья |
1 |
25 |
10 |
15 |
48 |
Мой двор |
1 |
25 |
10 |
15 |
49 |
Что такое музей? Понятия – экспозиция, экспонат, выставка. Кто работает в музеи |
1 |
25 |
10 |
15 |
50 |
Какие бывают музеи? Основные типы и виды музеев. |
1 |
25 |
10 |
15 |
51 |
Музеи моего города. |
1 |
25 |
10 |
15 |
52 |
Как жили наши предки |
1 |
25 |
10 |
15 |
53 |
История вещей |
1 |
25 |
10 |
15 |
54 |
Крестьянская Изба |
1 |
25 |
10 |
15 |
55 |
Русские народные песни и игры наших |
1 |
25 |
10 |
15 |
56 |
бабушек |
1 |
25 |
10 |
15 |
57 |
В гостях у Марьи – Искусницы. |
1 |
25 |
10 |
15 |
58 |
Юные космонавты |
1 |
25 |
10 |
15 |
59 |
Первый космонавт- Юрий Алексеевич Гагарин |
1 |
25 |
10 |
15 |
60 |
Ветераны и труженики тыла ВОВ |
1 |
25 |
10 |
15 |
61 |
Там, где погиб неизвестный солдат |
1 |
25 |
10 |
15 |
62 |
Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ |
25 |
10 |
15 |
|
63 |
Конкурс патриотической песни «Я помню! Я горжусь!» |
1 |
25 |
10 |
15 |
64 |
ДИАГНОСТИКА |
1 |
25 |
10 |
15 |
Итого: |
28 |
1600 |
640 |
960 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6-7 ЛЕТ
№ п/п Наименование модулей разделов и тем |
Количество часов |
||||
всего |
теория |
практика |
|||
Кол-во занятий |
Мин. |
||||
1 |
Мой родной край |
1 |
30 |
15 |
15 |
2 |
Изучение карты края |
1 |
30 |
15 |
15 |
3 |
Осенняя природа родного края |
1 |
30 |
15 |
15 |
4 |
Уроки безопасности |
1 |
30 |
15 |
15 |
5 |
Мероприятия нашего посёлка |
1 |
30 |
15 |
15 |
6 |
Традиции нашего детского сада |
1 |
30 |
15 |
15 |
7 |
Район мастеров |
1 |
30 |
15 |
15 |
8 |
Традиции в моей семье |
1 |
30 |
15 |
15 |
9 |
Мой дом |
1 |
30 |
15 |
15 |
10 |
Мои соседи |
1 |
30 |
15 |
15 |
11 |
Мои друзья |
1 |
30 |
15 |
15 |
12 |
Мой двор |
1 |
30 |
15 |
15 |
13 |
История и традиции школы |
1 |
30 |
15 |
15 |
14 |
Кто учит и кто учится? |
1 |
30 |
15 |
15 |
15 |
Школьный урок |
1 |
30 |
15 |
15 |
16 |
Школа – наш родной дом |
1 |
30 |
15 |
15 |
17 |
Полезные ископаемые нашего края |
1 |
30 |
15 |
15 |
18 |
Хвойные леса нашего края |
1 |
30 |
15 |
15 |
19 |
Птицы наших лесов |
1 |
30 |
15 |
15 |
20 |
Красная книга Республики Мордовии |
1 |
30 |
15 |
15 |
21 |
Люди, прославившие наш посёлок. |
1 |
30 |
15 |
15 |
22 |
В гостях у Марьи-Искусницы |
1 |
30 |
15 |
15 |
23 |
Мой посёлок |
1 |
30 |
15 |
15 |
24 |
Праздник Масленицы в нашем посёлке |
1 |
30 |
15 |
15 |
25 |
Юные космонавты |
1 |
30 |
15 |
15 |
26 |
Игра-викторина «Мой край» |
1 |
30 |
15 |
15 |
27 |
Грамотный краевед |
1 |
30 |
15 |
15 |
28 |
ДИАГНОСТИКА |
1 |
30 |
10 |
15 |
Итого: |
28 |
840 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5-6 ЛЕТ)
ОКТЯБРЬ Тема: «Наша Родина - Россия» |
|||||
I |
Введение в программу. Входная диагностика. |
Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения, правилами поведения на занятиях. |
1. Игра на знакомство «Имя в движении», «Извините обознался», «Вам письмо». 2. Беседа по теме мое увлечение. 3. Викторина «Что ты знаешь о родном крае». |
||
II |
Что такое «краеведение»? |
Познакомить с понятием «краеведение», какое бывает(историческое, географическое, экономическое, этнографическое). История изучения края. Вклад ученых в исследовании края. |
1. Знакомство с картой. Отличительная особенности и условные знаки географической и исторической карты. Как «читать» историческую карту. |
||
II |
Россия – наша Родина. |
Всесторонние изучение родного края, знания о своих родных местах. Понятия Родина, малая родина, родной край, район, область. Символы государства (герб, флаг, гимн). Символ России – береза. |
1. Раскрашивание флага. 2. Загадки и пословицы о Родине 3. Беседа о Родине |
||
IV |
Москва – столица нашего государства |
Познакомить детей, со столицей нашей Родины, основание Москвы, князем Юрием Долгоруким. Знакомство с Красной площадью, с храмом Василия Блаженного, царь – пушкой, царь – колоколом. |
1. Видеопрезинтация «Лучший город земли». 2. Кроссворд «Москва». 3. Беседа о столице нашей Родины. 4. Пословицы и поговорки о Москве. |
||
Тема: «Мой родной край – Мордовия» |
|||||
V |
Мой родной край |
Познакомить детей с геогрфическими особенностями района, природным ландшафтом, многообразием растительного и животного мира. |
природы группы.
природе |
||
VI |
Изучение карты края |
Продолжать учить детей ориентироваться по карте. Находить на ней знакомые объекты (реки, озёра, населённые пункты края и т. д.) |
|
||
VII |
Осенняя природа родного края |
Закрепить знания детей об осени и осенних изменениях в природе. Систематизировать представления о погодных и климатических условиях, характерных для средней полосы России. |
происходящими в неживой и живой природе в своей местности.
рябины, семян деревьев и кустарников, произрастающих на участке для зимней подкормки птиц.
|
||
VIII |
Уроки безопасности |
Дать понятие об ядовитых растениях и опасных животных, о возможных травмах на природе. Продолжать учить соблюдать правила поведения на природе. |
нашего края»
меры предосторожности при встрече с ними» |
||
|
|||||
НОЯБРЬ Тема: «Поселок имени Ю.А Гагарина – моя малая Родина» |
|||||
I |
История возникновения посёлка им. Ю.А. Гагарина |
Сформировать представления детей об исторических корнях посёлка (об истории его воникновении) |
музей |
||
II |
Ближайшее окружение посёлка (улицы, парки, памятные - места) |
Познакомить детей с особенностями улиц и памятных мест посёлка, историей их возникновения, учить детей работать с картой п. им. Ю.А. Гагарина: находить свой дом, местоположение детского сада. |
|
||
III |
Символика Мордовского края |
Познакомить детей с гербом и флагом, с их историей и происхождением. |
|
||
IV |
Традиции нашего посёлка |
Познакомить детей с традициями нашего посёлка, научить детей их соблюдать. |
|
||
Тема: «Наш детский сад |
|||||
V |
История детского сада |
Познакомить детей с историей возникновения детского сада |
|
||
VI |
Традиции детского сада |
Познакомить детей с традициями детского сада |
встреч, дни рождения, юбилей и др)
|
||
VII |
Территория детского сада |
Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями, растущими на территории. |
|
||
VIII |
Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада) |
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. |
1.Беседа «Профессии наших сотрудников» Презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус» 2. Словесная игра «Кто кем работает?» 3.Наблюдение за трудом сотрудников детского сада 34. Чтение художественной литературы о профессиях людей, работающих в детском саду. 5.Рисование «Заботливые люди» |
||
ДЕКАБРЬ Тема: «Наша школа» |
|||||
I |
История и традиции школы |
Воспитать у дошкольников положительные эмоции к школе. Привить бережное отношение к школьному имуществу и рассказать о традициях и истории школы. |
|
||
II |
Кто учит и кто учится? |
Рассказать детям о значимости преподавателя и о необходимости учения. |
|
||
III |
Школьный урок |
Наглядно продемонстрировать детям как проходит урок в школе и что он из себя представляет. |
|
||
IV |
Школа – наш родной дом |
Обобщить представления учащихся о школе и о ценностях школьной дружбы. |
|
||
Тема: «Традиции нашего посёлка, семьи и детского сада» |
|||||
V |
Мероприятия нашего посёлка |
Познакомить детей с праздниками и традициями нашего посёлка, научить детей их соблюдать. |
2.Беседа «Наши поселковые праздники» 3.Рисование на тему: «Мой любимый праздник» |
||
VI |
Традиции нашего детского сада |
Вспомнить с детьми о традициях нашего детского сада, внести вклад в развитие творческих способностей детей. |
нашего детского сада»
|
||
VII |
Район мастеров |
Познакомить детей с творчеством мастеров Мордовской земли, сделать вклад в формирование высокого культурного уровня у детей. |
краеведческого музея
нашего края» |
||
VIII |
Традиции в моей семье |
Продолжать знакомить детей с семейными традициями, уважать интересы каждой семьи |
«Самая интересная книга» |
||
ЯНВАРЬ Тема: «Животный мир Мордовского края» |
|||||
I |
Дикие животные, обитающие в лесах края |
Знакомить детей с дикими животными и местами их обитания, прививать бережное, заботливое отношение к животному миру. |
нашего края»
|
||
II |
Птицы нашего края |
Знакомство детей с зимующими и перелётными птицами нашего края, местами их обитания. Прививать бережное и заботливое отношение к птицам, особенно в зимний период. |
края»
|
||
III |
Исчезающие виды животных и птиц нашего края |
Воспитывать бережное отношение к природе, заботливое отношение к животному миру |
жить!»
|
||
IV |
Уроки безопасности |
Дать понятие об опасных животных, научить оказывать первую помощь, учить соблюдать правила поведения на природе |
территории нашего края»
«Опасные ситуации»
|
||
Тема: «Природные богатства нашего края» |
|||||
V |
Полезные ископаемые нашего края |
Сообщить детям новую информацию о полезных ископаемых нашего края, возможностях их использования человеком и значении. |
материалов, характерных для нашего края(песок, глина, торф)
|
||
VI |
Хвойные леса нашего края |
Познакомить детей с понятием «Хвойный лес». Расширять представления о деревьях и кустарниках, характерных для хвойного леса средней полосы. |
1.Беседа: «Хвойные леса нашего края»
|
||
VII |
Птицы наших лесов |
Расширить и уточнить представления детей о птицах наших лесов (дрозд, сорока, дятел, сова, коршун и др.) Название, внешний вид, особенности питания и поведения. Значение птиц в жизни человека. |
птицам» (продолжить организацию подкормки зимующих птиц) |
||
VIII |
Красная книга Республики Мордовии |
Формировать представление об охраняемых растениях и животных нашего края(название, внешний вид, место произрастания или обитания) |
объектов, занесённых в Красную книгу
|
||
ФЕВРАЛЬ Тема: Знаменитые люди Мордовии |
|||||
I |
Герои Советского Союза, родившиеся в Мордовии |
Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых героев Республики Мордовия |
Советского Союза»
|
||
II |
Степа́н Дми́триевич Э́рьзя — художник, ваятель, мастер скульптуры. |
Познакомить детей с жизнью и творчеством Эрьзи С.Д. |
|
||
III |
Бебан М. А. — мордовский поэт |
Познакомить детей с жизнью и творчеством поэта |
|
||
IV |
Федот Васильевич Сычков— известный мордовский художник |
Познакомить детей с жизнью и творчеством художника |
|
||
V |
Федор Федорович Ушаков |
Познакомить детей с жизнью и творчеством адмирала Ф.Ф Ушакова. |
1. Рассказ воспитателя 2. Рассматривание фотографий 3. Просмотр презентации |
||
VI |
Николай Платонович Огарев |
Познакомить детей с жизнью и творчеством поэта и публициста |
1. Рассказ воспитателя 2. Чтение стихов |
||
VII |
Макар Евсевьевич Евсевьев |
Познакомить детей с жизнью и творчеством Мордовского ученого, педагога. |
1. Беседа о творчестве ученого 2. Рассматривание фотографий |
||
VIII |
Спортсмены Мордовии |
Познакомить детей с знаменитыми спортсменами Мордовии (Алексей Немов, Ольга Каниськина, Светлана Хоркина, Елена Лашманова и т.д) |
1. Беседа о спортсменах 2. Презентация "Известные спортсмены Мордовии" 3. Игра «Кто быстрее» |
||
МАРТ Тема: «Моя семья» |
|||||
I |
«Моя семья» |
Расширить знания детей о своей семье, учить рассказвать о своих родственниках |
|
||
II |
«Я и мое имя» |
Дать детям знания о том, что у каждого есть свое имя, которое отличает его от других людей. Познакомить со способом образования отчества |
|
||
III |
«Самый дорогой человек» |
Формировать у детей любовь к матери; Воспитывать желание помогать и оберегать своих мам; Способствовать расширению у детей представлений о женских обязанностях в семье. |
|
||
VI |
«Самые мудрые и добрые» |
Формировать понятия «пожилой человек», «пенсионер». Развивать знания о семейных связях. Воспитывать уважение к самым старшим членам семьи. Формировать желание оберегать стариков и заботиться о них. |
|
||
V |
Мой дом |
Познакомить детей с историей жилища, видами домой, расширить знания детей о своей малой Родине, улицах, жилых домах и их назначения. |
1. Рисование на тему: «Мой дом» 2. Игра «Кто, где живет?» 3. Беседа «Что значит радовать родных и близких добрыми делами?» |
||
VI |
Мои соседи |
Сформировать условия для развития коммуникативных навыков, нравственного воспитания. Развития взаимопомощи, закрепление знаний о правилах общения. |
|
||
VII |
Мои друзья |
Сформировать понятия друг и дружба. Воспитать доброжелательные отношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. |
|
||
VIII |
Мой двор |
Закрепить конструктивные навыки, умения детей анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер и расположение деталей. Систематизировать знания детей о правилах поведения на улицах города. |
|
||
АПРЕЛЬ Тема: «Встречи в мине-музее МДОУ» |
|||||
I |
Что такое музей? Понятия – экспозиция, экспонат, выставка. Кто работает в музеи |
Знакомство с понятием «музей». Что храниться в музеи, знакомство с понятиями «экспозиция, экспонат, выставка». Основные задачи, стоящие пред музеем. Музейные профессии, чем занимаются работники музея, и что они должны знать
|
1. Конкурс рисунка «Мы в музее». 2. Беседа «О музеях нашего города». 3. Придумать название своему музею. |
||
II |
Какие бывают музеи? Основные типы и виды музеев. |
Знакомство с основными темами и видами музеев. Художественные музеи, исторические, литературные, краеведческие, что хранят и экспонируют данные типы музеев. |
1. Беседа «Основные типы и виды музеев» 2. Рассматривание фотографий 3. Экскурсия по мини-музеям МДОУ |
||
III |
Музеи моего города. |
Познакомить детей с музеями города, с историей их создания, с основными экспозициями. |
1. Кроссворд «Музеи» 2. Дидактическая игра «Собери картинки» 3. Игра «Секретный экспонат». |
||
IV |
Как жили наши предки |
Познакомить детей с деревенской утварью, орудиями быта и труда |
|
||
V |
История вещей |
Познакомить детей со старинной одеждой наших бабушек и дедушек, и историей её возникновения. |
1. Экскурсия в мини-музей |
||
VI |
Крестьянская изба |
Познакомить детей с укладом жизни в крестьянских семьях, с устройством крестьянской избы, дать понятие «Красный угол в избе» |
|
||
VII |
Русские народные песни и игры наших |
Знакомить детей с традициями и особенностями проведения посиделок. Приобщать детей к духовным традициям русского народа. |
Творческие посиделки с народными играми и песнями |
||
бабушек |
|||||
VIII |
В гостях у Марьи – Искусницы. |
Познакомить детей с народной куклой и особенностями ее изготовления и применения. Развить мелкую моторику рук и творческое воображение. |
1. Знакомство с историей куколку. 2. Изучение разных видов народных кукол. 3. Рисование «Моя кукла». |
||
МАЙ Тема: Никто не забыт, ничто не забыто |
|||||
I |
Юные космонавты |
Дать детям первоначальные знания о строении Вселенной. Сформировать у детей целостную картину мира, представление о космосе и Солнечной системе. |
|
||
II |
Первый космонавт- Юрий Алексеевич Гагарин |
Воспитать в детях гордость за свою страну, развить понимание того, что космонавтом может стать только здоровый, образованный и бесстрашный человек. |
1.Беседа о Гагарине. 2. Игра «Загадки о космосе» 3. Рисунок «Полёт вокруг Земли» |
||
III |
Ветераны и труженики тыла ВОВ |
Воспитывать интерес к истории своего края, его мужественных защитниках и их подвиге. Объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников края |
тему: «о подвигах, о доблести, о славе»
|
||
IV |
Там, где погиб неизвестный солдат |
Воспитывать интерес к истории своего края, его мужественных защитниках и их подвиге. Объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников края |
1.Слушание песен военных лет Рассматривание фотографий родных, которые были на войне или служили в «горячих точках» |
||
V |
Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ |
Вызвать у детей желание, подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми |
возложение цветов
|
||
VI |
Конкурс патриотической песни «Я помню! Я горжусь!» |
Воспитывать интерес к истории своей малой Родины, к истории военного времени. Объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. |
|
||
VII |
ДИАГНОСТИКА |
||||
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 -7 ЛЕТ
ОКТЯБРЬ Тема: «Мир природы Мордовского края» |
||||||
I |
Проведение мониторинга. |
Определение первичного уровня знаний детей. |
1.Беседы с детьми, 2.игры. 3..Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. 4.Анкетирование родителей. |
|||
II |
Моя улица. |
Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам. Закреплять знание домашнего адреса. Учить правилам безопасного перехода через дорогу. |
1.Беседы о родной улице. 2. Целевая прогулка. 3.Пословицы и поговорки. 4. Загадки о правилах дорожного движения. 5.Рисование: «Моя дорога в детский сад». |
|||
III |
Мы жители Саранска |
Расширять знания детей о родном городе. Познакомить с историей появления города. Познакомить с понятием «Малая Родина» |
1.Рассматривание карты города. 2.Беседы о городе Саранске. 3.Дидактическая игра «Достопримечательности Саранска» |
|||
IV |
История Мордовского края. |
Познакомить детей с картой Мордовии. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях края. |
1.Рассматривание картыМордовии. 2. Беседы о Мордовском крае. 3.Рассматривание альбома «Чем славится Мордовский край». |
|||
НОЯБРЬ Тема: « Традиции нашего посёлка, семьи и детского сада» |
Знакомство с биографией сказительницы Воронежского края А. Н. Корольковой. |
Познакомить детей с понятиями «сказители», «собиратели сказок», «хранители сказок». Познакомить со сказительницей воронежского края А. Н. Корольковой. |
Рассматривание портрета А. Н. Корольковой, иллюстраций к книге. |
|||
I |
Транспорт нашего города. |
Расширять знания детей о разнообразии видов транспорта родного города. Знакомить со специальным транспортом использованным при строительстве АЭС2. Воспитывать уважение к труду транспортных профессий. |
Беседы о городском транспорте. Целевые прогулки, наблюдения. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений о профессиях, Загадки про транспорт. Аппликация: «Автобус». Дидактическая игра: « Кто чем управляет» |
|||
II |
Транспорт наших предков. |
Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Расширение знаний о лошадях как о первых помощниках в работе крестьян. |
Знакомство с презентации «Транспорт наших предков». Чтение литературы о развитии транспорта. |
|||
III |
Район мастеров |
Познакомить детей с творчеством мастеров Мордовской земли, сделать вклад в формирование высокого культурного уровня у детей. |
краеведческого музея
нашего края» |
|||
IV |
Традиции в моей семье |
Продолжать знакомить детей с семейными традициями, уважать интересы каждой семьи |
«Самая интересная книга» |
|||
ДЕКАБРЬ Тема: «Мой дом, мои соседи, друзья» |
||||||
I |
Мой дом |
Познакомить детей с историй жилища, видами домов. Расширить знания детей о своей малой Родине, улицах, жилых домах и их назначении. |
|
|||
II |
Мои соседи |
Сформировать условия для развития коммуникативных навыков, нравственного воспитания. Развития взаимопомощи, закрепление знаний о правилах общения. |
|
|||
III |
Мои друзья |
Сформировать понятия друг и дружба. Воспитать доброжелательные отношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. |
|
|||
IV |
Мой двор |
Закрепить конструктивные навыки, умения детей анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер и расположение деталей. Систематизировать знания детей о правилах поведения на улицах города. |
|
|||
ЯНВАРЬ Тема: «Наша школа» |
||||||
I |
История и традиции школы |
Воспитать у дошкольников положительные эмоции к школе. Привить бережное отношение к школьному имуществу и рассказать о традициях и истории школы. |
|
|||
II |
Кто учит и кто учится? |
Рассказать детям о значимости преподавателя и о необходимости учения. |
|
|||
III |
Школьный урок |
Наглядно продемонстрировать детям как проходит урок в школе и что он из себя представляет. |
|
|||
IV |
Школа – наш родной дом |
Обобщить представления учащихся о школе и о ценностях школьной дружбы. |
|
|||
ФЕВРАЛЬ Тема: «Природные богатства нашего края» |
||||||
I |
Полезные ископаемые нашего края |
Сообщить детям новую информацию о полезных ископаемых нашего края, возможностях их использования человеком и значении. |
материалов, характерных для нашего края(песок, глина, торф)
|
|||
Хвойные леса |
Познакомить детей с понятием |
1.Беседа: «Хвойные леса |
||||
II |
нашего края |
«Хвойный лес». Расширять представления о деревьях и кустарниках, характерных для хвойного леса средней полосы. |
нашего края»
|
|||
III |
Птицы наших лесов |
Расширить и уточнить представления детей о птицах наших лесов (дрозд, сорока, дятел, сова, коршун и др.) Название, внешний вид, особенности питания и поведения. Значение птиц в жизни человека. |
птицам» (продолжить организацию подкормки зимующих птиц) |
|||
IV |
Красная книга Республики Мордовии |
Формировать представление об охраняемых растениях и животных нашего края(название, внешний вид, место произрастания или обитания) |
объектов, занесённых в Красную книгу
|
|||
МАРТ Тема: «Посёлок им.Гагарина– моя малая Родина» |
||||||
I |
Люди, прославившие наш посёлок. |
Рассказать о людях, которые прославили своими подвигами малую Родину. Изучить биографии героев. |
|
|||
II |
В гостях у Марьи-Искусницы |
Познакомить детей с народной куклой и особенностями ее изготовления и применения. Развить мелкую моторику рук и творческое воображение. |
|
|||
III |
Мой посёлок |
Углублять и расширять знания детей о родном посёлке, месте его расположения. Продолжать учить детей работать с картой п.им.Гагарина |
( рассказы детей, подготовленные вместе с родителями)
|
|||
IV |
Праздник Масленицы в нашем посёлке |
Знакомство с традициями празднования Масленицы |
в посёлке (совместно с родителями) |
|||
АПРЕЛЬ Тема: Встреча в мини-музее детского сада |
||||||
I |
Юные космонавты |
Дать детям первоначальные знания о строении Вселенной. Сформировать у детей целостную картину мира, представление о космосе и Солнечной системе. |
|
|||
II |
Первый космонавт- Юрий Алексеевич Гагарин |
Воспитать в детях гордость за свою страну, развить понимание того, что космонавтом может стать только здоровый, образованный и бесстрашный человек. |
1.Беседа о Гагарине. 2. Игра «Загадки о космосе» 3. Рисунок «Полёт вокруг Земли» |
|||
III |
Ветераны и труженики тыла ВОВ |
Воспитывать интерес к истории своего края, его мужественных защитниках и их подвиге. Объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников края |
тему: «о подвигах, о доблести, о славе»
|
|||
IV |
Там, где погиб неизвестный солдат |
Воспитывать интерес к истории своего края, его мужественных защитниках и их подвиге. Объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников края |
1.Слушание песен военных лет Рассматривание фотографий родных, которые были на войне или служили в «горячих точках» |
|||
МАЙ Тема: «Что мы узнали о своём крае?» |
||||||
I |
Игра-викторина «Мой край» |
Определить как дети усвоили знания о своём крае |
||||
II |
Грамотный краевед |
Совершенствовать и систематизировать знания о Мордовском крае |
Развлечение «С чего начинается Родина?» (с участием родителей) |
|||
III-IV |
ДИАГНОСТИКА |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Форм занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Основные формы и способы работы с детьми
- Тематические занятия
- Беседы
- Экскурсии
- Викторины
- Познавательные минутки
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Подвижные игры
- Физминутки
2.Приемы и метод организации
Обогащение словаря, усвоению грамматических конструкций, развитию связной речи способствуют методы и приемы, как:
- рассматривание предметных и сюжетных картинок и беседа по ним;
- рассматривание картин, иллюстраций;
- водные беседы и рассказы воспитателя на русском языке с применением мордовских слов, когда дети называют предмет, их признаки или действия, отвечают на вопросы воспитателя или сами задают их.
Цель этих методов и приемов- добиться коллективной активности детей, воспитывать привычку соучастия, состоянию внутренней активности при ответе на вопрос, обращенный не только к одному ребенку, но и к другому.
Наглядные методы:
Экскурсии, целевые прогулки
Наблюдения
Показа сказок( педагогом, детьми)
Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций
Проведение дидактических игр
Словесные методы:
Чтение литературных произведений;
Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
Проведение разнообразных игр( малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.)
Загадывание загадок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Алёшина Н.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» (патриотическое воспитание). М., 2011.
2.Антонова Е.А. «Как научить детей любить Родину». М., 2005.
3.Дыбина О.В. «Ребёнок и окружающий мир». М., 2010.
4.Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду». М., 2010.
5.Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников» / методическое пособие. М. , 2009.
6.Микляева Н.В. «Инновации в детском саду»/ пособие для воспитателей. М., 2008.
7.Ривина Е.К. «Государственные символы России»/ материалы для
занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2009.
8.Шангина И.И. « Русские дети и их игры. – СПб., 2000.
9.«Я люблю посёлок тихий этот….»// газета «Знамя труда» - 12.10.2004.
10.Белавина И.Н. «Планета – наш дом», М., 1995 г.
11. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми» Воронеж 2002 г.
12. Николаева С. Н. «Как приобщить ребѐнка к природе», М., 1995 г.
13. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в д/саду», М., 1999 г.
14. Николаева. С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., 1995.
15. Планета Земля. Энциклопедия. М., 2001 г.
16. Черкасова М. В. «Они должны жить» Москва 1998 г.
Расписание кружка.
среда 15.30----16.00
Пятница 15.30----16.00
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника