«Безопасное детство»

Педагогический работник Каптуренко Светлана Геннадьевна.
Педагогический работник
Каптуренко Светлана Геннадьевна

-познакомить детей с элементарными правилами  безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); формировать умение самостоятельно применять эти правила в

- дать детям  знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы) ;

- сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь детям выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности;
- развивать сообразительность, выдержку, умение делать элементарные выводы, способность к предвидению возможной опасности;
- воспитывать самостоятельность, ответственность, привычку в соблюдении правил безопасности.

- сплотить детский коллектив через совместное творчество.

- Сформировать элементарные знания об общепринятых человеком нормах  поведения.  

- Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, на природе

Программа занятий

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Учебно-тематический план

9

4.

Содержание изучаемого курса

12

5.

Методическое обеспечение адаптированной дополнительной общеобразовательной программы

35

6.

Список литературы

36

7

Приложения

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

 Дополнительная образовательная программа «Безопасное детство» (далее — Программа)

Руководитель программы

  Воспитатель (первой категории)

  Каптуренко Светлана Геннадьевна

Организация-исполнитель

   МДОУ «Детский сад №16»

 г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

 г. Саранск ул. Качалова, д.1.

Цель программы

 Познакомить детей с элементарными правилами  безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); формировать умение самостоятельно применять эти правила в жизни.

Направленность программы

 Социально - коммуникативная

Срок реализации программы

 3  года

Вид программы

Уровень реализации программы

 Адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Ожидаемые конечные результаты программы

 Координацию деятельности по реализации программы      осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив.

                     Средняя группа   (4 – 5  лет)

 Знать:  элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения;  значения сигналов светофора.

 Уметь:  различать и называть специальные виды транспорта (скорая помощь, пожарная машина, полиция), объясняют их назначение.

 Владеть: навыками культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.

                 Старшая группа    (5 – 6   лет)

  Знать:  действия при возникновении опасностей;  знать свой домашний адрес, телефон;  понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми;

  Уметь:  соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах и транспорте).

 

  Владеть:  правилами обращения с предметами, несущими в себе опасность;

             Подготовительная группа  (6 – 7 лет)

     Знать:  что такое безопасное поведение, понимать, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.

   Уметь:  применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

соблюдать правила безопасного поведения с бытовыми электроприборами;

бережно относиться к своему здоровью и собственной безопасности.

   Владеть: навыками  безопасного поведения на дорогах и в быту;

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          1. Направленность программы.

   Программа направлена на формирование у ребенка сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. Чем старше становится малыш, тем больше опасностей его подстерегает. Поэтому педагогам, родителям необходимо объяснять детям среднего дошкольного возраста правила безопасного поведения, готовить к встрече с различными, порой очень опасными ситуациями. Внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится подобное, то найдет из неё выход.

           2. Новизна программы.

 Новизна программы «Азбука безопасности» выражена в том, что разработана для детей 4 – 7 лет  и содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. В ходе отбора доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения и установления последовательности его освоения.

          3. Актуальность программы 

    В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Актуальность проблемы обусловила необходимость разработки программы, нацеленной на обучение воспитанников безопасному поведению в различны опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

             4. Отличительные особенности программы.

   Отличительной особенностью данной программы является то, что программа «Азбука безопасности» расширяет и углубляет знания детей  по формированию основ безопасности  и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основам безопасности жизнедеятельности.

           5. Педагогическая целесообразность программы.

    Педагогическая целесообразность заключается в том, что значимой проблемой является безопасное поведение детей в окружающем мире: правила безопасного поведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях, правила поведения в природе. Данная программа носит открытый характер, что дает возможность включению в Программу достаточного количества участников и их инициатив в решении поставленных задач. Программа построена на принципах реалистичности и реализуемости, что дает возможность выполнить те цели и задачи, которые поставленные в ней. В процессе реализации программы предполагается активизировать всех участников процесса, с целью повышения эффективности и результативности.

    Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда», «дети – пожарная безопасность»,  «дети – личная безопасность». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.

4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.

  6. Цель программы.

   Цель: познакомить детей с элементарными правилами  безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); формировать умение самостоятельно применять эти правила в жизни.

   7. Задачи программы.

- дать детям  знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы) ;

- сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь детям выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности;
- развивать сообразительность, выдержку, умение делать элементарные выводы, способность к предвидению возможной опасности;
- воспитывать самостоятельность, ответственность, привычку в соблюдении правил безопасности.

- сплотить детский коллектив через совместное творчество.

                 4 – 5 лет:

    Образовательные задачи:

1. Создать условия для сознательного изучения детьми правил ОБЖ.

2. Сформировать элементарные знания об общепринятых человеком нормах  поведения.  

3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, на природе. 

    Развивающие задачи:

1. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.

    Воспитательные задачи:

1. Воспитывать культуру общения, желание выполнять общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

                5 – 6 лет:

    Образовательные задачи:

  1. Обогатить опыт безопасного поведения.
  2. Закрепление и расширение знаний детей о правилах поведения (в случае пожара звонить 01, вызов полиции - 02, скорой помощи - 03).
  3. Расширение представлений о способах безопасного взаимодействия с растениями и животными и взаимосвязях природного мира (одно и то же растение может быть ядовитым и полезным).
  4. Закрепление правил поведения на улице и в общественном транс-порте (знакомство с метро и правилами поведения в нём).

     Развивающие задачи:

  1. Развивать  у детей дошкольного возраста представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, формирование навыков жизнесберегающего поведения.
  2. Развивать  у детей  осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
  3. Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования их.

         Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать у дошкольников привычку правильно вести себя дома, на улице.

         6 – 7 лет:

   Образовательные задачи:

  1. Обогатить опыт безопасного поведения.

    Развивающие задачи:

1. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники .

2. Развивать коммуникативные навыки и познавательные способности.

3. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

  1. Развивать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

      Воспитательные задачи:

1. Воспитывать уверенность в своих силах.

2. Учить адекватно, осознанно действовать в любой обстановке.

3. Формировать самостоятельность и ответственность.

4. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице.

  1. Формировать дружелюбие, умение общаться со сверстниками и взрослыми, учить взаимопониманию.

 8. Возраст детей.

    Программа рассчитана на  три года обучения с детьми 4-7 лет ( средний, старший и подготовительной группы)

  9. Срок реализации программы.   

 Продолжительность  образовательного процесса - 3 учебных года

 многоступенчатый: 3  года

 первый год – 4 – 5 лет

 второй год – 5 – 6 лет

 третий год – 6 – 7 лет

          

 10. Форма  детского  образовательного объединения: кружок.

  Режим организации занятий:

Режим занятий в средней группе 1 раз в неделю по 20 мин. , в старшей группе 2 раза в неделю по 25 мин. , в подготовительной группе 2 раза в неделю по 30 мин.

Количество обучающихся : 10-15 воспитанников.

    Формы организации по формированию основ безопасного поведения.

  • Познавательные занятия
  • Беседы
  • Рассказы (рассказ – объяснение)
  • Работа с наглядным материалом
  • Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
  • Игровые ситуации – загадки
  • Моделирование ситуаций
  • Просмотр мультфильмов
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)

       11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

 

                 Средняя группа   (4 – 5  лет)

 Знать:  элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения;  значения сигналов светофора.

 Уметь:  различать и называть специальные виды транспорта (скорая помощь, пожарная машина, полиция), объясняют их назначение.

 Владеть: навыками культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.

                 Старшая группа    (5 – 6   лет)

  Знать:  действия при возникновении опасностей;  знать свой домашний адрес, телефон;  понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми;

  Уметь:  соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах и транспорте).

 

  Владеть:  правилами обращения с предметами, несущими в себе опасность;

             Подготовительная группа  (6 – 7 лет)

     Знать:  что такое безопасное поведение, понимать, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.

   Уметь:  применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;

планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

соблюдать правила безопасного поведения с бытовыми электроприборами;

бережно относиться к своему здоровью и собственной безопасности.

   Владеть: навыками  безопасного поведения на дорогах и в быту;

    12. Форма подведения итогов.

  Формы подведения итогов – беседа, опрос, наблюдение, взаимное обучение детей, контрольное занятие (игры по станциям, «путешествия»), презентация творческих работ в виде проектов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 – 5  ЛЕТ

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

кол-во занятий

мин.

1

«В мире опасных предметов»

1

20 мин

10 мин

2

«Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

1

20 мин

10 мин

3

«О пожарной безопасности»     

1

20 мин

10 мин

4

«Кошкин дом»

1

20 мин

10 мин

5

«О пожарной безопасности в стихах»

1

20 мин

10 мин

6

«Кто такой незнакомец?»

1

20 мин

10 мин

7

«Злодеи в сказках»

1

20 мин

10 мин

8

«Что делать при общении с

незнакомцем»

1

20 мин

10 мин

9

«Правила поведения в транспорте»

1

20 мин

10 мин

10

«Безопасность на дороге»

1

20 мин

10 мин

11

«Мы увидели собаку, кошку»

1

20 мин

10 мин

12

«Улица, на которой расположен детский сад»

1

20 мин

5 мин

13

«Светофор»

1

20 мин

5 мин

14

«Дорожные знаки»

1

20 мин

5 мин

15

«Правила дорожного движения»

1

20 мин

10 мин

16

«Правила безопасного поведения на льду водоёма»

1

20 мин

10 мин

17

«Таблетки – не игрушки»

1

20 мин

5 мин

18

«Ножницы, катушки»

1

20 мин

5 мин

19

«Электроприборы»

1

20 мин

5 мин

20

«Кто-то в двери постучал»

1

20 мин

10 мин

21

«Я сам себя спасу»

1

20 мин

10 мин

22

«Что делать, если вы оказались заложником?»

1

20 мин

10 мин

23

«Пожарная служба 01»

1

20 мин

10 мин

24

«Полиция 02»

1

20 мин

10 мин

25

«Скорая медицинская помощь 03»

1

20 мин

10 мин

26

«Служба газа 04»

1

20 мин

10 мин

27

«Качели во дворе»

1

20 мин

5 мин

28

«На прогулку мы идём»

1

20 мин

5 мин

29

«Безопасность на улице»

1

20 мин

5 мин

30

«Безопасность в быту»

1

20 мин

5 мин

31

«Безопасность на природе»

1

20 мин

10 мин

32

«Береги себя»

1

20 мин

10 мин

33

«Я помогаю своему здоровью»

1

20 мин

10 мин

34

«Что делать, чтобы быть здоровым»

1

20 мин

10 мин

35

«Советы Нептуна»

1

20 мин

10 мин

36

«Собираемся в лес»

1

20 мин

10 мин

Итог

36

720

310

           

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 – 6  ЛЕТ

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

кол-во занятий

мин.

1

«Вместе весело шагать…»

1

25 мин

5 мин

2

«Животные и насекомые »

1

25 мин

5 мин

3

«Ягоды, грибы»

1

25 мин

5 мин

4

«Как избежать опасных домогательств и насилия»

1

25 мин

5 мин

5

«Дети и терроризм »

1

25 мин

5 мин

6

«Личная безопасность»

1

25 мин

5 мин

7

«Сказочная безопасность»

1

25 мин

5 мин

8

«Главный сказочный урок»

1

25 мин

5 мин

9

«Поплотнее кран закрой — осторожен будь с водой»

1

25 мин

5 мин

10

«Наводнение в кукольном доме»

1

25 мин

5 мин

11

 «Ток бежит по проводам»

1

25 мин

5 мин

12

«Правила пользования электричеством»

1

25 мин

5 мин

13

«А что такое газ?»

1

25 мин

5 мин

14

«Любопытный ветерок»

1

25 мин

5 мин

15

«Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём»

1

25 мин

5 мин

16

«Бумажный самолётик »

1

25 мин

5 мин

17

«Запомните детки, таблетки не конфетки»

1

25 мин

5 мин

18

«Полезные вещи - молоток и клещи»

1

25 мин

5 мин

19

«Данилка и пилка»

1

25 мин

5 мин

20

«Если хочешь быть здоров!»

1

25 мин

5 мин

21

«Что нужно делать, чтобы быть здоровым »

1

25 мин

5 мин

22

«Если случилась беда»

1

25 мин

5 мин

23

«Переходим через улицу»

1

25 мин

5 мин

24

 «Дорожные знаки»

1

25 мин

5 мин

25

 «Уроки Айболита»

1

25 мин

5 мин

26

«Оказание первой помощи»

1

25 мин

5 мин

27

«Береги природу»

1

25 мин

5 мин

28

 «Можно ли уберечься от травм?»

1

25 мин

5 мин

29

«Осторожно, я кусаюсь!»

1

25 мин

5 мин

30

«Ядовитые растения»

1

25 мин

5 мин

31

«Безопасность на природе»

1

25 мин

5 мин

итого

31

775мин

155 мин

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 – 7   ЛЕТ

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

кол-во занятий

мин.

1

«Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация»

1

30 мин

5 мин

2

«Как могут стать опасными домашние вещи»

1

30 мин

5 мин

3

«Ты один дома»

1

30 мин

5 мин

4

«Огонь в доме»

1

30 мин

5 мин

5

«Основные правила поведения и действия при пожаре»

1

30 мин

5 мин

6

«Искру туши до пожара, беду отводи от удара»

1

30 мин

5 мин

7

«Безопасность при отдыхе на природе»

1

30 мин

5 мин

8

«Опасные явления в природе: молния, гроза»

1

30 мин

5 мин

9

«Решение и здоровье»

1

30 мин

5 мин

10

«Микробы и вирусы»

1

30 мин

5 мин

11

 «Безопасность на льду зимой и весной»

1

30 мин

5 мин

12

«Безопасность на воде летом»

1

30 мин

5 мин

13

«Не зная броду, не суйся воду»

1

30 мин

5 мин

14

«Что делать при общении с незнакомым человеком »

1

30 мин

5 мин

15

«Ребёнок и другие дети»

1

30 мин

5 мин

16

«Безопасность на улице»

1

30 мин

5 мин

17

«Общественный транспорт »

1

30 мин

5 мин

18

«Если в транспорте беда»

1

30 мин

5 мин

19

«Наши верные друзья»

1

30 мин

5 мин

20

«Сами не видят, а другим указывают»

1

30 мин

5 мин

21

«Знай, правила дорожного движения, как таблицу умножения»

1

30 мин

5 мин

22

«Опасные ситуации на дороге»

1

30 мин

5 мин

23

«Как вызвать пожарную службу»

1

30 мин

5 мин

24

 «Как вызвать службу газа»

1

30 мин

5 мин

25

 «Как вызвать полицию»

1

30 мин

5 мин

26

«Как вызвать скорую помощь»

1

30 мин

5 мин

27

«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»

1

30 мин

5 мин

28

 «Знаешь ли ты свой адрес, телефон?»

1

30 мин

5 мин

29

«Детские страхи»

1

30 мин

5 мин

30

«Как можно всё объяснить взрослым »

1

30 мин

5 мин

31

«Оповещение и эвакуация »

1

30 мин

5 мин

итого

33

930мин

155 мин

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения /4 – 5 лет/

Октябрь

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

Работы

1

«В мире опасных предметов »

Рассказать детям, что существует много опасных предметов, которые необходимы человеку, но ими нужно правильно пользоваться. Объяснить какие предметы должны храниться в специально отведённых местах (иголки, инструменты, острые предметы, электроприборы, спички).

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2

«Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

Рассказать детям, что такое витамины, объяснить, где они находятся, какое значение для здоровья человека. Показать муляжи фруктов и овощей. Учить самостоятельно, называть названия фруктов и овощей. Рассказать, что переедание, даже полезных продуктов вредно для здоровья.

3

«О пожарной безопасности»

Закрепить знания о том, что горит, что нет. Вызвать желание у детей быть всегда осторожным с огнём. Дать понятие какую опасность таят в себе спички. Учить вести рассказ по картине, определяя опасные ситуации пожара. Рассказать о работе пожарных. Познакомить с номером пожарной службы 01.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

4

«Кошкин дом»

Дать детям понятие о пользе и вреде огня. Рассказать, что такое огнеопасные предметы. Причины, вызывающие пожар. Учить находить верное решение на примере литературных героев. Объяснить как нужно вести себя, если случился пожар.

5

«О пожарной безопасности в стихах»

Прочитать детям литературные произведения С.Маршак «Пожар», К.Оленев «Пожарная машина» и др. Учить правила пожарной безопасности, находить верное решение на примере литературных героев. Провести беседу о том, что несчастные случаи чаще всего происходят из-за необдуманного поступка, незнания, любопытства.

Ноябрь

1

«Кто такой незнакомец?»

Рассказать о правилах поведения в разных ситуациях: (как вести себя с незнакомыми людьми, не открывать дверь чужому, не уходить с игровой площадки с незнакомыми, нельзя гулять одному без близких людей).

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2

«Злодеи в сказках»

Чтение литературных произведений и выявление ситуаций опасного поведения при встрече с незнакомцами. Объяснить к чему может привести такая встреча.

3

«Что делать при общении с незнакомцем»

Чтение литературных произведений и выявление ситуаций опасного поведения при встрече с незнакомцами. Назвать правила поведения с незнакомыми людьми.

4

«Правила поведения в транспорте»

Рассказать детям, что в транспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения, чтобы с вами не случилась беда. Не шуметь, не баловаться, не ходить по салону, не прислоняться к дверям, не толкаться, заходить, только когда транспорт подъедет к остановке и откроет дверь. Объяснить к чему может привести нарушение правил.

Декабрь

1

«Безопасность на дороге»

Познакомить с основными правилами перехода проезжей части. Знакомство с устройством и назначением светофора. Рассказать о последствиях нарушения правил дорожного движения.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2

«Мы увидели собаку, кошку»

Дать понятие бездомные, бродячие животные, объяснить, почему к ним опасно приближаться, гладить, играть с ними. Рассказать, что такие животные могут переносить различные заболевания, паразитов. Объяснить как нужно себя вести при встрече с чужими (бездомными) животными.

3

«Улица, на которой расположен детский сад»

Расширить представление детей об улице, где расположен детский сад, проезжей части, тротуаре, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения, знать, где можно переходить проезжую часть. Объяснить к чему может привести нарушение ПДД.

4

«Светофор »

Познакомить с литературными произведениями С.Михалкова, вспомнить назначение сигналов светофора. Закрепить правила дорожного движения (не спешить, быть внимательным, следить за движением, знать сигналы светофора, что такое пешеходный переход его виды). Объяснить к чему приводит нарушение правил дорожного движения.

Январь

1

«Дорожные знаки»

Дать определение дорожные знаки. Познакомить с дорожными знаками: пешеходный переход, движение запрещено, место остановки автобуса, внимание дети. Рассказать об их назначении. Учить различать данные дорожные знаки.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2

«Правила дорожного движения »

В сюжетно-ролевой игре закрепить знания основных правил дорожного движения. Учить в игровой ситуации находить верное решение, закрепить знание дорожных знаков.

3

«Правила безопасного поведения на льду водоёма»

Дать понятие лёд. Рассказать, чем могут быть опасны прогулки по льду водоёма, особенно в начале зимы и весны. Учить основным правилам: выходить на лёд водоёмов нельзя, непрочный лёд возле стока вод, зарослей кустарника(камышей), сугробов. Двигать можно только по натоптанным следам, при условии, что лёд крепкий, брать с собой палку, чтобы проверить путь, идя группой, расстояние 5 метров друг от друга. Если провалились: не паниковать, звать на помощь, выбираться широко расставив руки (увелич. площадь опоры), выползать по льду до берега.

4

«Таблетки – не игрушки»

Прочитать сказку «Неосторожная Резвушка», на примере героев литературного произведения выявление опасных ситуаций и их разрешение. Формировать понятие аптечка.

Февраль

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

Работы

Работа  с родителями

1

«Ножницы, катушки»

Рассказать о правилах работы с предметами для рукоделия: иголки, ножницы, катушки., спицы, крючок. Для чего они необходимы. Объяснить, где их нужно хранить, где нужно работать с шитьем.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование родителей

Папки – передвижки.

Оформление информационно – аналитического стенда Оформление тематических выставок

 Выставки детских работ по художественному творчеству

2.

«Электроприборы»

Вспомнить с детьми, что называют электроприборами. Привести примеры, рассмотреть иллюстрации. Рассказать об их назначении для человека, правилах пользования.

3.

«Кто-то в двери постучал»

Рассказать, что опасно открывать дверь квартиры кому-либо в отсутствии родителей. Объяснить чем это может быть опасно, что происходит в таких случаях, как вести себя, если чужой человек всё- таки проник в дом. Учить быть осмотрительными, осторожными.

4

«Я сам себя спасу»

Рассказать, как можно себя спасти, если вас насильно пытаются увести незнакомые люди. Обучение элементарным приёмам самообороны: закричать («меня уводит незнакомый человек, я вас не знаю»), убежать и т.д. Учить важные правила безопасного поведения.

Март

1.

«Что делать, если вы оказались заложником?»

Рассказать кто такой заложник, террорист. Познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации - захват заложников.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование родителей

Папки – передвижки.

Оформление информационно – аналитического стенда Оформление тематических выставок

 Выставки детских работ по художественному творчеству

2

«Пожарная служба 01»

Продолжить знакомство детей с правилами пожарной безопасности. Рассказать о необходимости спасения окружающих, научить правильно, набирать номер специальной службы 01.

3

«Полиция 02»

Рассказать, как сотрудники полиции могут тебе помочь, как и когда нужно к ним обращаться за помощью. Вспомнить правила безопасного поведения, если остались одни дома (нельзя открывать дверь чужим людям).

4

«Скорая медицинская помощь 03»

Познакомить детей с особенностями работы скорой помощи, объяснить, почему она необходима, почему её называют скорой. Рассказать, что если кто-то сильно заболел (стало плохо), нужно не теряться, а позвать взрослого или вызвать «Скорую помощь».

5

«Служба газа 04»

Рассказать, для чего необходима служба газа, чем она занимается. При каких обстоятельствах туда нужно обращаться, учить правилам безопасного поведения при утечке газа.

Апрель

1

«Качели во дворе»

Учить правилам безопасного поведения во дворе. Воспитывать бережное отношение к вещам. Рассказать о различных ситуациях неправильного поведения на детской площадке. Напомнить правила безопасного поведения на качелях.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование родителей

Папки – передвижки.

Оформление информационно – аналитического стенда Оформление тематических выставок

 Выставки детских работ по художественному творчеству

2

«На прогулку мы идём»

Вспомнить правила безопасности, как на прогулке, так и во дворе. Объяснить правила поведения при катании на самокате, велосипеде, роликах. Учить оказывать себе первую помощь при ушибе, ссадине.

3

«Безопасность на улице»

Обобщение знаний и умений по правилам дорожного движения, используя дидактические игры, карточки, обсуждение ситуаций угрожающих жизни и здоровью человека.

4

«Безопасность в быту»

Закрепление и обобщение знаний по безопасности в быту, вспомнить номера спецслужб, как их вызвать. Проведение дидактических игр по данной теме.

5

«Безопасность на природе»

Закрепить знания и правила поведения в лесу, на водоёме, при встрече с животными, учить определять по внешнему виду ядовитые и лекарственные растения.

Май

1.

«Береги себя»

Обобщение и повторение изученного материала по ОБЖ. Проведение тематических заданий и беседы по темам ОБЖ за год. Диагностирование. Выступление на общесадовом мероприятии «Радуга талантов»

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование родителей

Папки – передвижки.

Оформление информационно – аналитического стенда Оформление тематических выставок

 Выставки детских работ по художественному творчеству

2.

«Я помогаю своему здоровью»

Познакомить детей с техникой самомассажа кистей рук, ушных раковин. Показать активные точки на этих частях тела. Объяснить, что их массаж способствует укреплению здоровья человека. обучение несложным упражнениям

3.

«Что делать, чтобы быть здоровым »

На примере различных дидактических упражнений выявить то, что укрепляет здоровье человека и что ему вредит. Рассмотреть режим дня, способствовать постоянному его выполнению, вспомнить. что такое витамины их роль. Важность гимнастики и занятий спортом. Назвать те факторы, которые ухудшают наше здоровье.

4

«Советы Нептуна»

Рассмотреть схему «Умеешь ли ты купаться», найти ошибки на схеме и пути их решения. Рассказать о безопасном поведении на пляже, чем опасно долгое пребывание на солнце.

5

«Собираемся в лес»

Рассказать что такое лес, какие там растут растения, грибы, их особенности, роль в 5природе и для человека. Показать какие бывают грибы. Объяснить какие опасные грибы— ядовитые, что нужно делать, чтобы не отравиться грибами.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения /5 – 6  лет/

      Октябрь

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

Работы

1

«Вместе весело шагать…»

Напомнить о правилах безопасности на прогулке. Правила пользования самокатом, велосипедом. Разыгрывание ситуации возникающих при нарушении правил безопасного поведения. Как нужно вести себя при игре в подвижные игры.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2

«Животные и насекомые »

 Закрепить правила поведения с бродячими животными: кошки, собаки. Познакомить с правилами поведения при встрече с коровами (не подходить близко), змеями (собираясь в лес, одевайте сапоги, увидев змею, не трогайте, а обойдите, её стороной); насекомыми: пчёлы и осы(ни в коем случае нельзя махать руками и бежать), клещи (собираясь в лес, одеть защитную одежду, если укусил, быстро обратиться к врачу), муравьи; рассказать об особенностях их жизни. Объяснить о недопустимости убивать живые существа из-за боязни к ним.

3

«Ягоды, грибы»

Расширить представления детей о грибах. Учить различать съедобные и ядовитые грибы по внешним признакам (мухомор, бледная поганка).Рассказать, что старые грибы тоже могут стать ядовитыми, а съедобные грибы можно употреблять только после варки, засолки. Познакомить с ядовитыми растениями: ландыш, лютик едкий, белена чёрная, волчье лыко, вороний глаз, объяснить, чем опасны эти растения.

4

«Как избежать опасных домогательств и насилия»

Объяснить, какие действия называют насильственными, что такое домогательство. Учить правилам поведения: всегда предупреждать, куда и к кому вы идёте, всегда говорить взрослым, если кто-то пристаёт к вам, что если вас пытаются насильно куда-то затащить, нужно кричать: «На помощь, помогите, чужой человек!» Учить быть внимательными и осторожными.

Ноябрь

1

«Дети и терроризм »

Рассказать детям, что такое терроризм, кто такие террористы и заложники. Привести примеры типичных ситуаций, рассказать о правилах безопасного поведения при захвате в заложники.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2

«Личная безопасность»

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице ( нельзя уходить с незнакомым, нельзя вступать в разговор, нельзя брать угощение от чужого человека, опасно доверять чужим людям), дома (не нужно подходить к двери, разговаривать с чужим, если вступил в разговор, то не говорить, что ты дома один), и учить следовать этим правилам.

3

«Сказочная безопасность»

Вспомнить различные литературные произведения – сказки. На их примере разобрать опасные ситуации, угрожающие жизни героев. И предложить выход из сложившейся опасной ситуации.

4

«Главный сказочный урок»

На примере сказки «Волк и семеро козлят», «Колобок», рассмотреть чему учат эти сказки, объяснить как нужно вести себя, чтобы сказка не стала былью. Провести моделирование типичных ситуаций.

            Декабрь

1

«Поплотнее кран закрой — осторожен будь с водой»

Рассказать, как в наши квартиры поступает вода. Какую воду называют питьевой, какую технической, почему. Объяснить, почему воду перед употреблением нужно кипятить, почему техническую нельзя употреблять для питья и приготовления пищи. Рассказать, какие последствия могут возникнуть, если пренебрегать этими правилами.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2

«Наводнение в кукольном доме»

Чтение сказки и её обсуждение. Выявление опасных ситуаций и причин их возникновения. Тематическая беседа о правилах безопасного обращения с водой. Объяснить, что может случиться, если не закрыть кран с водой.

3

 «Ток бежит по проводам»

Вспомнить с детьми, что называют электроприборами. Привести примеры. Рассказать об их назначении для человека, правилах пользования. разучивание стихотворения «Электрический ток».

4

«Правила пользования электричеством»

Провести беседу об электрическом токе, назвать правила пользования электроприборами. Выполнение тематических карточек. Объяснение назначения надписи 220. Рисование электроприборов находящихся в группе.

5

«А что такое газ?»

Беседа о правилах поведения на кухне, рассказать для чего человеку нужен газ, почему газ пахнет, откуда он берётся, к каким последствиям может привести неправильное обращение с газовой плитой, спичками. Учить правильно, набирать номер службы газа, и вести диалог с диспетчером. Учить быть внимательными и осторожными.

    Январь

1

«Любопытный ветерок»

  Прочитать сказку, провести тематическую беседу о правилах поведения с газовым оборудованием, закрепить правила вызова службы газа 04, обсудить при каких обстоятельствах стоит их вызывать, а когда можно справиться самим.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2

«Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём»

 Вспомнить правила пожарной безопасности используя дидактические карточки. Обсуждение, какие детские шалости могут привести к пожару. Назвать правила поведения возле новогодней ёлки, при зажжении фейерверков, хлопушек.

Февраль

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

Работы

Работа  с родителями

1

«Бумажный самолётик »

Прочитать и обсудить рассказ «Бумажный самолётик». Закрепить правила безопасного поведения с огнеопасными и легковоспламеняющимися предметами. Провести опыт «Горит – не горит» (в хорошо вентилируемом помещении)

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование родителей

Папки – передвижки.

Оформление информационно – аналитического стенда Оформление тематических выставок

 Выставки детских работ по художественному творчеству

2.

«Запомните детки, таблетки на конфетки»

Провести тематическую беседу. Рассказать, что называют лекарством, что многие лекарства могут стать ядами при неправильном обращении, почему говорят таблетки—не конфетки. Рассказать о первой мед. Помощи при отравлении лекарственными препаратами. Познакомить с профессией фармацевт.

3.

«Полезны е вещи - молоток и клещи»

Провести беседу о безопасном обращении с инструментами; правила безопасности при работе с молотком, гвоздями, кнопками; правила обращения с клещами, отвёрткой. Демонстрация пилыножовки, рассказать, что такое шуруп. Работа в исследовательском уголке со строительнокрепёжными предметами.

4

«Данилка и пилка»

Прочитать рассказ, провести тематическую беседу по прочитанному. Закрепить правила обращения и хранения опасных предметов, правила осторожного обращения со строительными инструментами.

Март

1.

«Если хочешь быть здоров!»

Дать общее понятие человек. Рассказать о строении тела человека, функционировании органов. Объяснить, что организм человека необходимо беречь, укреплять, чтобы не болеть. Рассказать о необходимости посещения врачей, поведения прививок. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование родителей

Папки – передвижки.

Оформление информационно – аналитического стенда Оформление тематических выставок

 Выставки детских работ по художественному творчеству

2

«Что нужно делать, чтобы быть здоровым »

Рассказать о том, что здоровье зависит от человека, за ним нужно следить, его необходимо беречь, сохранять и поддерживать, соблюдать режим дня.

3

«Если случилась беда»

Вспомнить о правилах поведения, если вдруг человеку стало плохо, заболел, то куда нужно обращаться. Вспомнить номер специальной службы 03, правила вызова скорой помощи, о недопустимости ложных вызовов.

4

«Переходим через улицу»

Вспомнить, что такое улица, тротуар, проезжая часть, бордюр. Познакомить с различными видами пешеходных переходов (показать знаки), привести примеры. Учить правильно, переходить проезжую часть (сначала посмотреть налево, дойдя до середины направо), нельзя переходить в неположенном месте, всегда быть внимательным и осторожным.

Апрель

1

«Дорожные знаки»

Познакомить детей с историей возникновения дорожных знаков, рассказать об их значении сейчас. Привести примеры опасных ситуаций возникающих при нарушении ПДД. Изучить простейшие дорожные знаки: пешеходный переход, железнодорожный переезд, дорожные работы, дети, дикие животные и др. Вспомнить сигналы и работу светофора. Закрепить знания о правилах дорожного движения.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношеню.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование родителей

Папки – передвижки.

Оформление информационно – аналитического стенда Оформление тематических выставок

 Выставки детских работ по художественному творчеству

2

«Уроки Айболита»

Вспомнить элементарные способы оказания первой медицинской помощи при ушибе, порезе. Назвать последовательность оказания первой помощи с использование схем. Выполнение практических упражнений по теме. Закрепление знания номера 03, правила вызова скорой помощи.

3

«Оказание первой помощи»

Рассказать о различных чрезвычайных ситуациях (пожар, наводнение, обморожение). Познакомить с правилами оказания первой помощи при пожаре (если человек отравился угарным газом), спасённому из воды, при обморожении. Воспитывать ответственность за свои поступки и действия.

4

«Береги природу»

Закрепить правила безопасного поведения во время пребывания на природе. Воспитывать бережное отношение к природе

Май

1.

«Можно ли уберечься от травм?»

Знакомить с различными видами травм и мерами их предупреждения. Формировать навыки оказания первой медицинской помощи. Воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опасность, ответственное отношение к личной безопасности.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование родителей

Папки – передвижки.

Оформление информационно – аналитического стенда Оформление тематических выставок

 Выставки детских работ по художественному творчеству

2.

«Осторожно, я кусаюсь!»

Способствовать формированию представлений детей о поведении при взаимодействии с пчѐлами, осами. Дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных. Закрепить знания о насекомых, правила безопасного поведения в природе.

3.

«Ядовитые растения»

Дать представление о значении растений, понятие о ядовитых растениях( дать знания о том, что плодами этих растений человек может отравиться).

4

«Безопасность на природе»

Продолжать знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встречи с разными обитателями леса (насекомыми, земноводными)

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год обучения /6 – 7  лет/

Октябрь

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

Работы

1

«Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация»

Познакомить детей с понятием безопасность, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, стихийные бедствия. Показать примеры на слайдах, иллюстрациях. Познакомить с сигналами оповещения, поведением после сигнала оповещения.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2

«Как могут стать опасными домашние вещи»

 Рассмотреть на примере дидактических карточек, правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии. Рассказать, какие опасные ситуации могут возникнуть дома, как правильно действовать в этих ситуациях, и как их можно избежать.

3

«Ты один дома»

Провести тематические игры на закрепление правил безопасного поведения в быту. Вспомнить номера спец. служб при возникновении пожара, утечке газа, получении травмы.

4

«Огонь в доме»

Рассказать о причинах возникновения пожара,

познакомить с правилами поведения при возникновении пожара, навыками

осторожного

обращения с огнём.

Вспомнить

последовательность

вызова пожарной

службы.

Ноябрь

1

«Основные правила поведения и действия при пожаре»

Вспомнить правила безопасного поведения при возникновении пожара, учить действиям при пожаре: звонить по телефону 01, сообщи соседям, покинь помещение, если помещение задымлено—дыши через мокрый носовой платок, двигайся к выходу, пригнувшись к полу. Объяснить все эти действия детям. Познакомить с огнетушителем, объяснить его предназначение.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2

«Искру туши до пожара, беду отводи от удара»

Провести игру, закрепить полученные знания о возникновении пожара, усвоить номера телефона пожарной части. Познакомить с профессией пожарного и его действиями.

3

«Безопасность при отдыхе на природе»

Вспомнить основные правила поведения на природе: поведение во время грозы, защита от насекомых, как безопасно развести костёр; рассказать о влиянии на человека погодных условий (как правильно нужно одеваться по погоде), что нужно делать, если отравился ядовитыми растениями, грибами. Вспомнить правила сбора грибов. Усвоить понятие «не навреди природе».

4

«Опасные явления в природе: молния, гроза»

Рассказать о природном явлении — гроза, объяснить причины возникновения, чем она опасна, что такое молния. Познакомить с правилами поведения во время грозы (находиться лучше в помещении, закрыть окна, выключить электроприборы; выключить мобильный телефон, нельзя стоять под деревьями, можно в кустарнике, нельзя бегать на улице).

Декабрь

1

«Решение и здоровье»

Объяснить детям, что безопасных лекарств не бывает. Способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности. Познакомить с факторами влияющими на здоровье человека.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2

«Микробы и вирусы»

Привлекая личный опыт детей, рассказать об инфекциях и болезнях и как они передаются от человека к человеку. Напомнить правила личной гигиены: мыть руки, чистый носовой платок, опрятный вид и т.п. Объяснить, что заботиться нужно и о здоровье окружающих (при кашле и чихании прикрывать рот рукой, платком). Воспитывать уважительное отношение к больному человеку

3

 «Безопасность на льду зимой и весной»

Вспомнить, чем могут быть опасны прогулки по льду водоёма, особенно в начале зимы и весны. Учить основным правилам: выходить на лёд водоёмов нельзя, непрочный лёд возле стока вод, зарослей кустарника(камышей), сугробов. Двигать можно только по натоптанным следам, при условии, что лёд крепкий. Если провалились: не паниковать, звать на помощь, выбираться широко расставив руки (увелич. Площадь опоры), выползать по льду до берега.

4

«Безопасность на воде летом»

Объяснить детям, что купаться, плавать, полезно только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности, уточнить правила. Рассказать какую мед. помощь нужно оказать пострадавшим от солнечных ожогов, теплового удара, объяснить, что такое искусственное дыхание.

5

«Не зная броду, не суйся воду»

Выполняя тематические задания обобщить изученный материал по правилам безопасного поведения на воде в разное время года.

Январь

1

«Что делать при общении с незнакомым человеком »

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице (нельзя уходить с незнакомым, нельзя вступать в разговор, нельзя брать угощение от чужого человека, опасно доверять чужим людям), дома (не нужно подходить к двери, разговаривать с чужим, если вступил в разговор, то не говорить, что ты дома один), и учить следовать этим правилам.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

2

«Ребёнок и другие дети»

Беседа о том, есть ли у детей старшие приятели, в какие игры вы играете, почему с ним играть интересною. Рассказать, что иногда старшие приятели могут втягивать детей в опасные игры, привести примеры. Учить детей отвечать за свои поступки, думать о последствиях, прежде чем на что-то согласиться.

Февраль

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

Работы

Работа  с родителями

1

«Безопасность на улице»

Объяснить детям правила поведения на улице, рассказать, что если они потерялись, то обращаться за помощью нужно не к любому взрослому, а только к военному, продавцу, милиционеру, охраннику. Учить детей правильно называть свой адрес, фамилию, номер телефона, уметь определять ориентиры, которые помогут найти его место жительства.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование родителей

Папки – передвижки.

Оформление информационно – аналитического стенда Оформление тематических выставок

 Выставки детских работ по художественному творчеству

2.

«Общественный транспорт »

Закрепить правила поведения в общественном транспорте, как вести себя при посадке в транспорт, в салоне, при выходе из него. Перечислить виды транспорта. Познакомить с правилами поведения в автомобиле, метро, самолёте, водном транспорте.

3.

«Если в транспорт е беда»

Рассказать об экстремальных ситуациях и способах поведения, которые могут возникнуть в транспорте. Объяснить как можно справиться с возникшей опасностью.

4

«Наши верные друзья»

Вспомнить назначение и последовательность сигналов трёхсекционного светофора. Познакомить с сигналами пешеходного светофора, рассказать, что означают появляющиеся цифры на экране пешеходного светофора, демонстрация иллюстраций. Познакомить с сигналами регулирования дорожного движения.

Март

1.

«Сами не видят, а другим указывают»

Рассказать об значении дорожных знаков. Изучить дорожные знаки: пешеходный переход, железнодорожный переезд, дорожные работы, дети, дикие животные, движение запрещено, въезд запрещён, пешеходная дорожка, движение пешеходов запрещено, движение велосипедистов запрещено, остановка общественного транспорта. Закрепить знания о правилах дорожного движения.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование родителей

Папки – передвижки.

Оформление информационно – аналитического стенда Оформление тематических выставок

 Выставки детских работ по художественному творчеству

2

«Знай, правила дорожного движения, как таблицу умножения»

Вспомнить, что такое улица, тротуар, проезжая часть. Познакомить с различными видами пешеходных переходов (показать знаки), привести примеры. Вспомнить как правильно, переходить проезжую часть (сначала посмотреть налево, дойдя до середины направо), нельзя переходить в неположенном месте, всегда быть внимательным и осторожным. Привести примеры и последствия нарушения правил дорожного движения.

3

«Опасные ситуации на дороге»

Рассказать какие опасные ситуации чаще всего встречаются: выход из-за препятствия или транспорта, закрывающего обзор; внезапный выход на дорогу; переход проезжей части дороги в неустановленном месте, учить правильно вести себя в подобных ситуациях. Объяснить какова опасность игр вблизи дороги. Вспомнить назначение дорожных знаков, светофора.

4

«Как вызвать пожарную службу»

Продолжить знакомство детей с правилами пожарной безопасности. Рассказать о необходимости спасения окружающих, научить правильно, набирать номер специальной службы 01, учить правильно, объяснять оператору о случившемся.

Апрель

1

«Как вызвать службу газа»

Рассказать, для чего необходима служба газа, чем она занимается. При каких обстоятельствах туда нужно обращаться, учить правилам безопасного поведения при утечке газа.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование родителей

Папки – передвижки.

Оформление информационно – аналитического стенда Оформление тематических выставок

 Выставки детских работ по художественному творчеству

2

«Как вызвать полицию»

Рассказать, как сотрудники полиции могут тебе помочь, как и когда нужно к ним обращаться за помощью. Вспомнить правила безопасного поведения, если остались одни дома (нельзя открывать дверь чужим людям), научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции «02» (запомнить номер).

3

«Как вызвать скорую помощь»

Рассказать, что если кто-то сильно заболел (стало плохо), нужно не теряться, а позвать взрослого или вызвать «Скорую помощь». Обучить номеру телефона 03, обучить правильному набору номера, (учить домашний адрес, своё имя и фамилию). Объяснить детям, что недопустимы ложные вызовы.

4

«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»

Объяснить детям правила поведения на улице, рассказать, что если они потерялись, то обращаться за помощью нужно не к любому взрослому, а только к военному, продавцу, милиционеру, охраннику. Учить детей правильно называть свой адрес, фамилию, номер телефона, уметь определять ориентиры, которые помогут найти его место жительства.

Май

1.

«Знаешь ли ты свой адрес, телефон?»

Учить детей правильно называть свой адрес, фамилию, номер телефона, уметь определять ориентиры, которые помогут найти его место жительства. Вспомнить, к кому можно обратиться за помощью, если вы потерялись. Учить писать печатными буквами свой адрес и телефон.

Словесные:

речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные:

показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы

Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, подвижные игры, разучивание стихотворений, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультирование родителей

Папки – передвижки.

Оформление информационно – аналитического стенда Оформление тематических выставок

 Выставки детских работ по художественному творчеству

2.

«Детские страхи»

Провести индивидуальную беседу с детьми на выявление природы детских страхов. Учить объяснять свои страхи, изображать на листе бумаги, а затем уничтожить этот листок. Учить вести себя адекватно в различных ситуациях.

3.

«Как можно всё объяснить взрослым »

Провести беседу с детьми: «Если вас несправедливо обвинили», «Я не сказал маме правду», спросить попадали ли они в такие ситуации, как поступали вы, взрослые. Объяснить, что взрослым лучше рассказывать правду, тогда они смогут помочь вам. Учить не бояться разговаривать со взрослыми, но помнить, что довериться можно только своим близким: маме, папе, бабушке, дедушке.

4

«Оповещение и эвакуация »

Познакомить детей с понятием чрезвычайная ситуация, рассказать, что означает понятие авария, катастрофа, стихийное бедствие. Показать примеры на слайдах, иллюстрациях. Познакомить с сигналами оповещения, поведением после сигнала оповещения.

Показатели

Критерии

Средняя группа

Старшая группа

Знание о

безопасной

деятельности в

природе

Ребенок имеет представления о

природных явлениях и правилах поведения в лесу, на водоеме, знает съедобные и ядовитые растения, грибы и ягоды.

Ребёнок имеет представление о природных явлениях, правилах поведения во время

различных природных явлений в лесу, на водоёме, при встрече с животными и

насекомыми; умеет классифицировать растения, грибы, ягоды на съедобные и

ядовитые.

Знание правил

безопасного

поведения

Подготовительная группа

Ребёнок знает значение сигналов светофора, действует в соответствии с ними.

Ребёнок знает назначение дорожные знаков, умеет  ориентироваться в дорожных

знаках.

Умение

принимать

решение

У ребенка сформулированы

представления о том, как

нужно вести себя в экстремальных ситуациях.

У ребёнка сформулированы представления о том, как нужно вести себя в

экстремальных ситуациях. Ребёнок выбирает правильное решение.

Ребёнок осознанно может

предвидеть опасные события,

умеет по возможности

избегать их, а при необходимости действовать.

Коммуника-

тивность

Ребенок имеет представления о том, как надо (не надо) себя вести, вступает во взаимодействие с взрослыми.

Ребёнок умеет выбирать правильную линию поведения, регулирует своё поведение на основе усвоенных норм.

Вступает во взаимодействие с взрослыми.

У ребёнка присутствует саморегуляция поведения,

отстаивание усвоенных норм

и правил взаимодействия с

взрослыми, помощь взрослым.

           МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Предметно – пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям

Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Предметно-пространственная среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей.

Материально – техническое обеспечение

  • плакаты;
  • иллюстрации;

  • сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
  • Разрезные картинки;
  • мозаики;
  • настольно-печатные игры;
  • дидактические игры;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • компьютерные презентации;

  • карточки для индивидуальной работы;
  • аудиозапись по ОБЖ;

  • игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);

  • транспортные средства: (самокаты, машинки, велосипеды);

  • макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);

  • настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
  • альбомы по ОБЖ;
  • дорожные знаки;
  • муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
  • аптечка;

  • карточки с телефонами служб спасения;
  • телефон;
  • картотека подвижных игр по ОБЖ;
  • подборка художественной литературы по теме;
  • конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
  • папки-передвижки;

  • подборка тематических консультаций и памяток для родителей.

Методическое обеспечение программы

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2014.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность. - М.: «Просвещение», 2012, 2-е издание.
  4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М.: «ТЦ Сфера», 2013.
  5. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. - М.: «Издательский Дом Третий Рим».
  6. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 2012.
  7. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: «Просвещение», 2011.
  8. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2013, издание 2
  9. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2014.
  10.  Шорыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2012.
  11.  Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2013
  12.  Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2013
  13.  Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2014
  14.  Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2014
  15.  Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2015
  16.  Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2013.
  17.  Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград,  Издательство «Учитель», 2014.
  18.  Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» - М.; ТЦ «Сфера», 2011.
  19.  Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2014.

     20.  Шукшина С.Е.  Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2016.

     21.  Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2012.

     22.  Хромцовой Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту», 2015.

     23.  Скоролуповой  О.А. «Правила и безопасность дорожного движения», 2016.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie